«Конструкции из окрашенной стали COR-TEN® отличаются чрезвычайно длительными сроком службы».

Расположенная в Тель-Авиве железнодорожная станция Хашалом известна не только самой загруженной железнодорожной станцией в стране, но и отличается незабываемым дизайном - крышей из стали и стекла, напоминающей ковер-самолет. Её проектированием занимался знаменитый архитектор Эри Гошен. В качестве конструкционного материала он выбрал предложенную компанией SSAB сталь COR-TEN® с лакокрасочным покрытием.

Он дал простое объяснение. «Будучи архитектором, я проектирую здания, которые должны прослужить по меньшей мере 100 лет, а используя окрашенную сталь COR-TEN®, можно создать долговечную конструкцию, для которой не требуется техническое обслуживание».

Простая и, вместе с тем, выдающаяся идея

Изо дня в день сотни тысяч людей проезжают через расположенную в Тель-Авиве железнодорожную станцию Хашалом – современное здание, которое приобрело в Израиле культовый статус. Волнообразная крыша северного зала станции была сооружена в 1996 году. Инженером-проектировщиком в этом проекте выступал З.Зехут, а за работу с материалами отвечал М.С.Мальма.  Спустя приблизительно 25 лет была возведена подобная конструкция также над южной частью станции. Чтобы создать конструкцию желаемого внешнего вида, которая не требует технического обслуживания, Эри Гошен воспользовался сталью  COR-TEN® компании SSAB.

По завершении строительства обе части крыши сформируют 250-метровый ковёр из стали и стекла, который будет возвышаться над железнодорожными путями, автомобильной трассой и проезжающими пассажирами.

Для оформления зала выбрана простая и, вместе с тем, выдающаяся идея, – рассказывает архитектор Эри Гошен. – Это небольшой объект, если учесть его важную функцию. Пересекая его вдоль на автомобиле, можно увидеть волну, которая создаёт впечатление «летящего» здания. Люди пытаются его описать, жестикулируя руками, что я воспринимаю как комплимент моей работе. Дизайн прост и хорошо запоминается посетителями».

Улучшенная стойкость к коррозии

В качестве опоры для крыши служат восемь соединительных тяг, смонтированных на четырёх мачтах. Как мачты, так и крыша сформированы конструкционным полым профилем круглого сечения COR-TEN® B Tube. Для увеличения срока службы конструкции профиль был окрашен.

Название «COR-TEN®» является сокращением двух английских слов: «CORrosion» и «TENsile», которые означают высокую коррозионную стойкость и прочность материала. Фактически, это высокопрочная низколегированная сталь, приобретающая стойкость к атмосферным воздействиям за счёт формирования на её поверхности защитного слоя – патины. Атмосферостойкая сталь COR-TEN®, представленная линейкой SSAB Weathering, используется в качестве материала для фасадов, мостов, инженерных конструкций, опор для линий электропередач и широкого спектра железнодорожного оборудования.

Долговечная конструкция с лакокрасочным покрытием

Конструкционный полый профиль COR-TEN® B Tube с лакокрасочным покрытием был выбран Эри Гошеном по двум причинам: экономичность и минимальная потребность в техническом обслуживании.

«Крыша состоит почти из 15 000 элементов. Это означает, что на этапе проектирования требовалось учесть последующее техническое обслуживание.  Как правило, подобную конструкцию необходимо окрашивать через каждые 7 или 8 лет, чтобы предотвратить коррозию и сохранить внешний вид здания», – поясняет Эри Гошен.

Коррозия не распространяется под покрытием окрашенной атмосферостойкой стали. Помимо длительного срока службы, такое решение исключает изменение цвета в результате местной коррозии, что было бы неприемлемым для конструкции над интенсивно используемой железнодорожной станцией и автомагистралью.

«При использовании обычной стали станцию бы пришлось периодически закрывать для проведения технического обслуживания, – отмечает Эри Гошен. –  Для загруженной железнодорожной станции такой вариант нельзя назвать приемлемым». 

По причине того, что покрытие не требуется часто перекрашивать, а также из-за пригодности к переработке сталь COR-TEN® оказывает меньшее воздействие на окружающую среду  по сравнению с обычной сталью.  Сталь COR-TEN® предлагается в различном исполнении: в виде толстолистового проката, профиля, труб, а также горяче- и холоднокатаного рулонного проката с пределом текучести от 345 до 960 МПа. 

Восстановление повреждений

Г-н Гошен, указывает ещё на одну особенность атмосферостойкой стали:  её поведение в случае повреждения покрытия.

«Крыша имеет упругую конструкцию, которая находится в постоянном движении.  При смещении сварных соединений на краске неизбежно возникают трещины. Однако в случае со сталью COR-TEN® такие повреждения  не приводят к существенному распространению коррозии. Каждое повреждение восстанавливается самостоятельно. 

На поверхности стали в области повреждения лакокрасочного покрытия формируется защитный слой патины,  которая изолирует данную область, исключая распространение коррозии.  Благодаря такой защите от коррозии значительно увеличиваются интервалы между работами по техническому обслуживанию и перекрашиванию покрытия. 

Кроме того, конструкции из стали COR-TEN® не подвержены порообразующей коррозии, которая свойственна углеродистым маркам.  Все эти факторы подтверждают то, что срок службы лакокрасочного покрытия на атмосферостойкой стали в два раза дольше, чем на обычной. 

«Успех проекта по строительству крыши для железнодорожной станции во многом обусловлен использованием стали COR-TEN®, – делится своим мнением Эри Гошен. – Мы решили покрасить конструкцию в грязнобелый цвет – цвет пыли, ведь северную часть крыши никто не чистил на протяжении 25 лет. Того же мы ожидаем и от южной стороны».

Железнодорожная станция Хашалом
Железнодорожная станция Хашалом
Крыша состоит почти из 15 000 элементов. Это означает, что на этапе проектирования требовалось учесть последующее техническое обслуживание. 
Профессор, архитектор Эри Гошен

«При использовании обычной стали станцию бы пришлось периодически закрывать для проведения технического обслуживания. Для загруженной железнодорожной станции такой вариант нельзя назвать приемлемым».

Архитектор Эри Гошен

180